Пятница
29.03.2024
21:05
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Август 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Конвертер
ПОГОДА

РОДАСИ (Поиск своих корней)

Дневник

Главная » 2008 » Август » 16 » Путешествие на Алтай в поиске своих корней
00:08
Путешествие на Алтай в поиске своих корней

Вперед, в прошлое

 Ольга Исакова Петровская  2008г.

 

Начало …

С 25 июня по 9 июля 2008г.  я отправилась на Алтай. Задача была четкая, соприкоснуться с "Историей моих предков", но ничего определенного запланировать было не возможно. Разными путями найдя потомков моих предков (возможности электронной связи этому способствовали), я ехала с ними знакомиться. Хотела максимально узнать родовую ветвь деда (по маме) Исакова Корнила Алексеевича, очень интересна история этого рода: ссыльные, крестьяне и что еще неизвестное хранит история...      

      
Волнует меня родовая ветвь бабушки (по маме) Исаковой Аксиньи Евлампиевны, здесь совсем другая история. Ссыльные староверы "поляки", вторая выгонка с Ветки в 1765-1767гг. Если по линии деда в центре архивных фондов Барнаула мы нашли много упоминаний о его родных, то о бабушкиной родне ни слова. Я объясню, почему так. Староверы не ходили в церковь, поэтому основные события о рождении, смерти, браке - нигде не зафиксированы. Такое сожаление - канул в лету целый пласт истории.

       Так же я хотела прояснить для себя одну семейную тайну. Я выросла без отца, не так уж это редко встречается в жизни, но как заноза в сердце сидела во мне эта тайна. Кто ОН, мой отец, как сложилась его судьба, из какой он семьи??? И по линии отца я нашла родственников, с волнением  отправилась на Алтай, как же он меня встретит?

Люблю путешествовать летом на поезде. Россия, не приукрашенная, проплывает в окне вагона. Алтай - житница Сибири, поля необъятные, вся природа края яркая, сочная. Алтай заметно выделяется на просторах Сибири. Ощущаю  свою связь с этим краем, здесь дышится по другому, здесь я не чувствую одиночество, здесь история моего рода.

       Каждый день был насыщен событиями. Остановилась у моей троюродной сестры Николаевой Валентины. В первый же день пошла в архив (ЦХАФ АК). Поработали с каталогами архивов, заказали материалы для просмотра и пошли гулять по Барнаулу. Очень жарко. Пришлось капитулировать в транспортное средство и остаток пути наблюдать из окна. Барнаул - он смешанный, лоска нет, но в целом милый город. Жители города жалуются на небольшой заработок, но у всех есть работа, да и зарплата не хуже чем в других регионах, так устроен человек, всегда хочется большего.

 День второй.

На следующий день мы с сестрой Валентиной отправились навстречу с семьей Самохваловых (семьей родной сестры моего деда - Полины Исаковой) из Барнаула в Новоалтайск.

У моего прадеда Исакова Алексея было 14 детей, 11 сыновей и три дочки. Вот одну из них я нашла, а вернее ее внуков. У Полины Исаковой было 4 сыновей. У ее сына Александра 7 детей - 5 сыновей и 2 дочки, они все живут компактно, Барнаул и Новоалтайск, часто общаются. На встречу пришли шестеро, Валентина, Галина, Виктор, Сергей, Владимир и Александр. Мы все примерно ровесники. Встреча была теплой, долго вспоминали родных,  я много спрашивала, в ноутбуке показывала наше родовое древо, фотографии. С Валентиной прошлись по Новоалтайску, нашли место, где стоял дом Полины. Встреча была волнующей и важной для меня, и для создания родословной.

30.06.08г., на четвертый день  пребывания в Барнауле состоялась встреча с родственниками по линии отца (Кузнецова Тихона). Они и не подозревали о моем существовании, но собрались так же дружно, как и в первую мою встречу с родными по маминой линии. Сразу после работы в архиве,  поехала по указанному адресу в Барнауле. Боже, какие чувства я пережила за эту встречу. Надо сказать, что братья мои и сестры пришли с детьми, невестками, зятьями и внуками. Даже если и они не поняли моих намерений, то уже за то, что у них появился повод собраться вместе раз лет в десять, уже можно сказать, результат моей поездки не плохой.  Я познакомилась с большим количеством родственников, первое время в голове все путалось. Мои двоюродные братья Федор и Василий Кузнецовы уже перешли рубеж 80 лет, я очень надеялась на их память и жадно расспрашивала об отце, но, оказалось что тот появлялся в Барнауле редко, и никто не знал, где он и как жил. Отец умер 13.01.1962г. в г.Талгар Казахской ССР. Возможно там он и жил, на мои запросы ЗАГс г.Талгара не отвечает. Ничего мои новые родственники не смогли рассказать и о своем родоначальнике, Кузнецове Сергее Диевиче.

На 6 день (02.07.08) поездки, как только мы вышли из архива, позвонил родственник по линии отца Виктор Кузнецов и предложил прямо сейчас поехать в деревню Волгариху Топчихинского района. Мы, с радостью, приняли предложение. Интересно наблюдать из окна на окружающее. Дорога от Барнаула до Топчихи хорошая, местность равнинная. Сплошные поля вокруг. Сначала заехали в деревню РакитЫ, там сейчас проживают наши родственники, двоюродная сестра по отцу - Козлова (Кузнецова) Валентина Ивановна с семьей. Нас хорошо приняли и затем мы поехали в деревню Волгариху, сейчас эта заброшенная деревня. Одна деревня перетекает в другую, даже не знаю, почему названия разные. К нам в машину села свекровь моей двоюродной сестры - баба Тася. Ей много лет, но память у нее отменная. Подъехали к месту, где стоял дом Кузнецовых, сейчас здесь остались разрушенные деревянные остова, заросший огород. Далее путь пролегал на старое кладбище. Баба Тася помнит всех, просто удивительно. Стоял ясный солнечный день, заросшее старое кладбище, все происходящее казалось нереальным. Хотелось задержаться и подумать о прошлом, восстановить минувшие события.  

Седьмой день - 3 июля
До обеда провели в архиве. На следующий день с утра отправились на автовокзал. Предстояла самая сложная часть нашего путешествия, интригующая, как все неизвестное. Билеты купили до Бийска, от туда на автобусе отправились в с.Солонешное. Я в своих представлениях ошиблась, думала от развилки на Белокуриху в сторону села Солонешного километров 40, а на самом деле оказалось 90 км, сначала среди равнинных полей вдали виднелась гряда гор, я и не предполагала, что мои предки жили в горах. Добрались до с.Солонешное поздно вечером, сразу прошли в гостиницу, утро вечера мудренее. Солонешное окружено горами, село опрятное, развалюх не встречала. Магазинов много, товары представлены такие же, как и в городах. В центре собрались все здания администрации, памятник погибшим в ВОВ и в гражданскую войну, а именно отряду Петра Сухова.
 
05.07.08  

Утром, пообщавшись с жителями села, наметили план дальнейшего поиска. Нам добрая селянка Галина Яковлевна дала адрес подруги из д.Туманово и телефон. Я позвонила, к телефону подошла Валентина Леонидовна Новикова, без долгих расспросов, сразу предложила приезжать. Мы взяли такси, до Туманово 40 км, дорога хорошая, хотя и грунтовая, а стоимость поездки равна как до Барнаула (400 км), люди делают бизнес.

Дорога в Туманово серпантином петляла между гор, часто попадались небольшие стада коров и лошадей, кружилась голова, это от высоты, далеко забрались в "поднебесье". Очень быстро показалась деревня, остановились на пригорке, пешком спустились к домам, спросить нужный дом, оказывается, мы приехали уже к нему. Сердце волнуется. наверное потому, что я здесь в Туманово, а бабоньки нет. Вдыхаю полной грудью воздух, какой вкусный и пьянящий. 

Нас радушно встретила хозяйка. Через некоторое время пришел хозяин, он ожидал нас на дороге, разминулись. Он расспросил нас о цели приезда, достал свой поминальник, поискал там имя моего прадеда, Евлампия, это имя было на первой страничке блокнота, значит, запись давняя. Обыкновенный блокнот с красными корочками, Федор Александрович относился к нему с трепетом.  Расскажу немного о хозяевах, так любезно нас приютивщих. Федор Александрович Паутов из кержацкой семьи, придерживается старой веры, выписывает староверческую литературу и иконы из Новозыбково. Возраст за пятьдесят лет, глаза живые и добрые. Очень хорошая энергетика идет от него. Объяснил, деревня Туманово в целом кержацкое село, предки пришли из Нижнегородской области. Староверы "поляки" сейчас живут в селе Топольное. Федор Паутов сам переписал поминальник, что бы в молитвах поминать всех умерших сельчан староверов. Религиозные обряды в селе совершают наставники, выдвигаемые общиной из своей среды. Я осмотрелась, в шкафу на полке стояли иконки, самодельная свеча, стакан воды и кусок хлеба. Возле этой полки и молится хозяин. Недавно у него умерла мать, не прошло и 9 дней. Нас с мужем разместили в  комнате, где она жила, было немного жутко, казалось, ее дух был здесь. Хозяйка дома Валентина Леонидовна Новикова - православная, работала до пенсии в совхозе главным бухгалтером. В деревне проживают около 4 основных фамилий, в том числе Паутовы, Новиковы. Я попросила Федора Паутова познакомить меня со староверами деревни. В дом зашла баба Настасья, староверка, вместе с Федором Паутовым они стали вспоминать Евлампия из поминальника, но не вспомнили. Затем на машине «Нива» проехали по деревне, зашли в несколько домов. Никаких признаков староверчества в этих домах не было, обычные дома, обычное убранство внутри. Видимо вера осталась в душе.

 
6.07.08

 Проснулась рано, вышла во двор. Вокруг туман, ничего не видно в нескольких шагах. Видимо, туманы, которые расстилались над деревней почти каждым летним утром, так поразили переселенцев своей красотой, что деревне дали имя Туманово.

В.Максимов

 «К холму крутому, над рекой,

В челне рыбацком, утлом

Далекий предок, твой и мой

Подплыл однажды утром.

                     Он на высокий яр взошел,

                     Простор окинул взглядом

                      Вдали синел высокий дол,

                      Родник струился рядом.

 Звенели птицами поля,

Мерцали в травах  росы,

Черным- черна была земля,

Белым- белы березы.

                             Припал он к чаше родника

                             Отпил кусочек неба

                            Вода на вкус была сладка,

                            И прошептал он: «Лепо!»

Душе светло, а посему

Дозволь-ка, мать-землица,

 И мне, и роду моему

Вот здесь и поселиться!»

 Скоро туман разошелся, открыв красивую панораму, оторванный нереальный мир. Солнце менялось с дождем, над горами повисла радуга.  Федор Паутов довез нас до Солонешного. Пока ожидали автобус в  Барнаул, я сходила в библиотеку. За 20 минут удалось только немного по фотографировать материал по краеведению. Совпадение, но мне попались две работы по родословной, в том числе о семье Паутовых. Вернувшись на автостанцию, порадовала Федора Александровича этой новостью. Он сказал, что приедет специально в библиотеку за этой информацией, так же пообещал расспросить староверов о моем прадеде в ближайших деревнях.

8.07.08.
С утра  в архив. Работа в читальном зале бесплатна, сначала делаешь заказ архивных документов из описей, на следующий день работаешь с ними. Всего удалось поработать в ЦХАФ АК полноценных 6 дней. В первые дни наши заявки были разбросаны по времени и темам, что не давало хороших результатов.  В сельскохозяйственной переписи 1917г в с.Нижняя Каянча мы нашли упоминание о многих моих родственниках, удивительно трогательно читать подворные карточки, где описывается состав семьи, возраст, наличие хозяйства. Я запросила копии документов, оплата чисто символическая, должны выслать на дом. Мы просмотрели много метрических книг, удача была только по д.Нижняя Каянча (Айская волость), в результате, я составила приблизительную картину состава семьи прадеда Исакова Алексея. А в последний день повезло, встретилось упоминание о самом прадеде, (метрическая книга 1908-1912гг, фонд 144, опись 6, №1237) «Исаков Алексей Прокопьев умер 18 февраля 1909г от старости в 76 лет, Айской волости д.Нижняя Каянча …….». ВОТ!!! Теперь я знаю ОТЧЕСТВО прадеда и год его рождения. К сожалению, на этом работа в архиве прервалась, пора уезжать. Обдумываю, как продолжить поиск.

Чтобы поиск был результативным, необходимо знать историю и географию страны, региона. Для начала нужно выяснить, как правильно называлось место поиска, в приходе какой церкви находилось. Поэтому на изучение и составление родословной уходят годы, тратятся не малые средства. Обработка материала, встречи с родственниками – результат достойный затратам. За каждым человеком стоит целая армия родственников, а армия  - это сила. За последние десятилетия разрушились многие родственные связи из-за распада СССР, теряя эти связи, мы теряем свою силу. Сейчас, когда у меня нашлись родственники, ныне живущие в разных городах России, поняла, я не одна… и мне стало легче. Почему же легче? Просто от мысли, что нас, родных  много, наверное, это и называется «зов крови».

 

Просмотров: 2611 | Добавил: rodasi | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 121 2 »
11 Анатолий Муравлев  
0
Ольга, обратите ванимание на мой комментарий: я Муравлев Анатолий Степанович, уроженец с. Колыванское, внук Полины Петровны Жеребятьевой, в девичестве Кузнецовой. Готов подеолиться с ваими сведениями о наших общих предках.

12 rodasi  
0
Анатолий, рада Вам на данном сайте, с удовольствием пообщаюсь с Вами. В "ОК" для начала, хорошо?

10 Таша  
0
Ольга, замечательный сайт! Удачи Вам в поисках.
Мои тоже с Алтая. Но я только в начале пути.

9 ТатьянаК.  
0
Здравствуйте ольга! У вас замечательный сайт!

8 геннадий  
0
Очень интересно, молодцы что приобщаете всех к изучению своих корней

7 dyessutty  
0
круто,все нужное

6 rodasi  
0
Спасибо, Николай!

5 Николай ( NikAnDro )  
0
Здравствуйте Ольга! С большим интересом ознакомился с Вашим сайтом. Прекрасное оформление, интересные и познавательные статьи,
всё сделано с душой. Отличный пример для подражания, к чему и будем стремиться. Удачи Вам в поисках, всего доброго, Николай.

4 kons-ivanov  
0
Д. Александровка (в 1909 г. - в составе Владимирской волости) Змеиногорского уезда начала заселяться с 1880 г. исключительно старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, и беглопоповцами. К 1911 г. произошло их объединение в одну общину (белокриницкую).

12 декабря 1907 г. Томским губернским правлением была зарегистрирована старообрядческая община в с. Александровском, Змеиногорского у., приемлющая священство Белокриницкой иерархии, предполагающая соорудить молитвенный старообрядческий храм в с. Александровском и распространить свою деятельность на одно с. Александровское.

Закладка нового деревянного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы состоялась 29 июня 1909 г., а 16 сентября того же года на храм были подняты свв. кресты. Но к лету 1911 г. в храме ещё не было ни иконостаса, ни колокольного звона по случаю неурожая и общего упадка пчеловодства, которое служило поддержкой в создании храма.

С другой стороны, 16 июля 1908 г. была зарегистрирована старообрядческая община поморского выгорецкого общежительства Андрея и Симеона Денисовых последователей в д. Александровке, Николаевской вол., Барнаульского уезда, распространяющая свою деятельность на дд.: Александровку, Бубенщикову, Ново-Лушникову, Суенгу и Егорьевку.

Наставником в 1913-1916 гг. в этой беспоповской общине был Георгий (Егор) Устинович Перминов.

На достройку храма пришлось в 1914 г. просить денег у губернских властей.


3 РОД Ольга  
0
Константин Юрьевич! Спасибо за то что зашли на сайт, что прочитали дневник, буду рада Вам и впредь. В деревне Нижняя Каянча жили предки по линии деда, а он из казацкой, крестьянской, православной семьи. Поэтому, в архиве я нашла упоминания о его семье. Староверы у нас в роду по линии бабушки, а она из Солонешенского р-на. Мне удалось в загсе города, где она жила до своей смерти, узнать, что родилась она в деревне Туманово. Но у меня есть сомнения, во первых, воспоминания из ее рассказов, во вторых, часто при записях не придавали значение точности и могли записать ближайшую деревню, взамен исчезнувшей. А упоминала бабушка в своих рассказах д.Александровку. Во время моего путешествия в Туманово, узнала, что такой деревни Александровка, сейчас нет. Конечно, все нужно дотошно изучать. Сейчас жду книгу о Солонешенском районе, возможно она разъяснит мои вопросы и определит направление дальнейших поисков.

2 kons-ivanov  
0
Сохранилась метрическая книга общины за 1909 г. (часть I и III) - ЦХАФ АК, Ф. 144. Д. 1405а. Л. 17-35об.

1-10 11-11
Имя *:
Email *:
Код *: