Воскресенье
21.01.2018
02:45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Валюта
ПОГОДА
Архив записей
Праздники дня

РОДАСИ (Поиск своих корней)

Дневник

Главная » 2009 » Ноябрь » 4 » Поездка в Ветку, место проживания моих предков в 17-18вв.
17:26
Поездка в Ветку, место проживания моих предков в 17-18вв.

Давно у меня было желание взглянуть на место, где жили мои предки в 17-18 веках.

14 мая 2009г я поехала в Гомельскую область Беларуси.  Во времена проживания моих предков здесь, земля принадлежала Речи Посполитой (РП). Сразу проехала в город Ветка. У меня была надежда на получение материала о староверах, которые основали это поселение в 17 веке. С разных городов России убегали люди вместе с семьями от преследования и гонения на старую веру.

Судя по различным публикациям, мои предки по материнской линии жили здесь до 1764г.  Екатерина II решила вернуть своих бывших подданных, лишив людей крова и отправила в Сибирь на необжитые земли, да… тяжело жилось людям в те времена.

Я зашла в Ветковский музей народного творчества, за определенную плату  мне дали экскурсовода, около часа мы ходили по залам музея и говорили о житие староверов на земле Польской. Экскурсовод показал мне иконы, которые писали мастера Ветки. Иконами и книгами Ветка обеспечивала весь старообрядческий мир. Иконы резные деревянные, металлические, бисерные, глаз не отвести, красиво. Так же красиво оформлялись и печатались книги.

На все мои вопросы экскурсовод ответить не смог. Не услышала я о селах, в которых жили староверы, о селах которые были разорены во время второй выгонки. Поиски мои продолжаются.

Весь день лил проливной дождь, мешая рассматривать и фотографировать окресности.
 
 

Из литературы о Ветковской слободе.

А.Безгодов. Ветковская слобода: тень из прошлого
Ветка… Ветковские слободы… С конца 17 – и до середины 19 в. они были значительным духовным центром старообрядчества. Причем, во множестве здесь проживали как сторонники беглопоповства, так и безпоповцы.
Основаны слободы были в 1680-х годах пришедшими беглецами-староверами во главе с древлецерковными священниками
Стефаном Белевским и Козмой Московским, на землях панов Халецких, в то время бывших в Польских пределах. В короткое время здесь были основаны многие слободы, построены церкви и монастыри. К началу 18 в. Ветка становится крупнейшим центром беглопоповского старообрядчества. Развивается искусство и ремесла. Становится известной особая Ветковская школа иконописи и переписки книг. Ветковский стиль.
Однако печальные выгонки 1730-х и 1760-х годов привели к некоторому упадку духовной жизни, центр беглопоповства перемещается в близкое Стародубье. В середине 19 века многие бывшие старообрядческие храмы и монастыри насильно присоединяют к единоверию, а безбожный 20 век усиливает запустение.
Теперь в городе Ветка совсем не осталось активных молящихся староверов. Некоторое староверское население (в основном поморского согласия) еще осталось в окрестных селах, но и это, в основном, уже доживающие свой век старики.

Дмитрий Гусаков
"О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ ВЕТКИ И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЛОБОД НА ГОМЕЛЬЩИНЕ".

На вопрос об их происхождении старообрядцы отвечали так: «Мы вольные люди из московских владений. И подобно тому, как и на Москве не мало людей вольных из Великого княжества Литовского, на том самом основании и мы осели в пределах е. в. короля». Далее они рассказали комиссии о расколе и преследованиях, которым они подвергались в Московском государстве и как они оказались на территории ВКЛ: «…Другие же, не желая переносить мучений и подчиняться вопреки уставам святых отцев, в том числе и мы, без всякой задержки, с пожитками своими вышли из Москвы. И осели мы: одни на Северщине между казаками, которые также крестом знаменуются, а другие пришли во владение е. кор. вел., государя нашего милостивого. Поэтому мы и не подлежим пункту пятому, касающемуся людей своевольных, так как мы не преступники, а вышли по доброй воле. И ещё много нашей братии желают устремиться под крылья е. кор. вел., как государя благочестивого». О своей национальности они ответили так: «мы православные русские люди».

На вопрос, в каком количестве они пришли из Московского государства, старообрядцы отвечали, что не могут знать, но одни поселились здесь под Хальчем, другие под Гомелем, иные под Лоевом, Холмечем и в других местностях, где кто облюбовал себе место. Внизу текста в виде сноски Е.Р. Романов приводит названия старообрядческих слобод, которые возникли под Хальчем и Гомелем:
Ветка, Тарасовка, Марьино, Косицкая, Романово, Попсуевка, Дубовый Лог, Вылево,
Буда, Крупец, Городня, Спасова Слобода, Мильча, Красная, Костюковка, Грабовка,
Нивки

Данный документ имел для старообрядцев исключительное юридическое значение. С 18 февраля 1690 г. старообрядцы становились подданными Речи Посполитой (РП) и находились под покровительством её законов. Им было разрешено свободно исповедовать свою веру, собираться в слободы и селиться в пределах РП.

Из энциклопедии города и вески Беларуси

Город ВЕТКА (Гомельской обл.)
Центр Ветковского района, в 22 км северо-восточнее Гомеля, есть ж/д станция, на ветке Жлобин – Цераховка, 323 км от Минска. Рельеф равнинно-холмистый, на востоке река Сож (приток Днепра). 7,8 т.жителей в 2004г.
Основана слобода в 1685г. На землях пана Халецкого. Заселяли слободу староверы, которые при царе Алексее Михайловиче убежали из России от преследования во время раскола Русской церкви. В 1695г была построена и начала действовать Покровская церковь, позднее Покровский моностырь. Ветка преобразовалась в центр староверчества. В Польше охотно принимали беглых староверов и разрешали им селиться на свободных землях. Поселенцы платили арендную плату, строили свои общины и жили своими интересами.
В 1735г 5 конных полков под командованием полковника Сытина окружили Ветковские слободы, разорили дома и скиты. Пригодные к военной службе староверы были забраны в солдаты а остальные переселены в отдаленные районы России. Однако эта первая выгонка староверов не принесла радикальных перемен в Ветке. Раскольники быстро вернулись назад и пришли новые поселенцы.
В 1764г Российское правительство предприняли вторую выгонку староверов с Ветковского района. Генерал Маслов выслал 20 тыс. раскольников, после этого Ветка перестала являться центром старообрядчества.

КОСИЦКАЯ (Ветковского района)
Село – 10км от Ветки, 31 км от Гомеля. Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено 92 семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

КУПРЕЕВКА (Ветковского района)
Село в 5 км на Восток от Ветки, в 27 км от Гомеля
Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

Попсуевка (Ветковского района)
Село, в 15 км на Восток от Ветки, 37 км от Гомеля
Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века как слободав составе имения Хальч, в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

ГРАБОВКА (Гомельского района)
Село, центр Грабовского с/с, в 5 км от ж/д станции Церуха (на линии Гомель – Чернигов), 35 км на СВ от Гомеля на реке Грабовка (приток р.Церуха). 305 хозяйств, 824 жителя (2004г).
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
По повелению короля Августа 3 от 5.11.1762г во владении помещика Фашч
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

КОСТЮКОВКА (Гомельского района)
- село в Яроминским с/с в 5км на север от Гомеля, трасса Довск-Гомель. 382 хозяйства, 850 жителей в 2004г.
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.

 

Просмотров: 2139 | Добавил: rodasi | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
весьма интересно мне как староверу родом с гуслиц. Хотел бы посетить ветку, тем более мой дядя похоронен под гомелем село федоровка в сентябре 1943г. а где то там можно переночевать и поселиться на пару дней.

Имя *:
Email *:
Код *: