Воскресенье
27.05.2018
11:02
Категории раздела
Видеоролики [1]
Мои файлы [0]
О ФАМИЛИИ [10]
все о значении фамилии
Наша география [4]
О городах, которые стали родными
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ [14]
Хочу поделиться очень полезными ссылками для поиска своих корней.
Генеалогические материалы [19]
Генеалогические материалы
Литература [5]
Историческая и психологическая литература
История [17]
История, краеведение
Из личных архивов [6]
Найденнфе архивы по родословной
Аудио файлы [1]
Звуковые файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Валюта
ПОГОДА
Праздники дня

РОДАСИ (Поиск своих корней)

Каталог файлов

Главная » Файлы » История

150 лет живёт село Зимовьё В.П. ШИРКОВ
07.08.2017, 01:17

150 лет живёт село Зимовьё

Размещаю с разрешения автора рассказа Ширкова Виктора Павловича.

Много в Глубоковском районе мест, где природа зачаровывает человеческий глаз своей первозданной красотой. Кто когда-либо проезжали по дороге Усть-Каменогорск –Риддер, на 65 километре от областного центра, невольно обращали внимание на небольшое таёжное село Зимовьё. В любоё время года оно прекрасно своей природой. Вековой пихтач устремился ввысь, окружая дома зимовчан. А вдали виднеются горные массивы Убинского хребта.

Из далёкого прошлого, девятнадцатого века, передаём слова жительницы деревне Зимовьё, документально записанные о природе края : «Утром проснешься, выйдешь на двор — и уйти неохота: соловьи, пташки разные, все Богу хвалу поют, — рассказывала жена дьяка в 1897 году, — слушаешь-слушаешь, и разбудишь мужа: «грех спать — все Богу молятся!»

Согласно официальным документам село Зимовьё появилось в 1867 году, но люди поселились в этих местах раньше. В конце XIX века путешественница-исследователь от Русского Географического общества Мария Швецова в горном архиве Риддер¬ского рудника нашла за 50-е годы переписку бывшего Горного правления с Риддерской горной конторой о разрешении строительства домов , с целью образовать здесь ямскую станцию . В те времена крестьянам давались урочные лета, то есть отработка вместо барщины, обязательный отвоз руды на своих подводах из Риддера. Рас¬стояние между станциями села Секисовка и Черемшанка равнялся 41 вер¬сте (1 верста-1км,0668 метров). При плохой дороге по горам, особенно в зимнее время, трудно было делать без отдыха та¬кой длинный переезд . Люди и лошади выбивались из сил даже в благоприятную погоду, а в бураны лошади «и совсем пропадали», случалось, замерзали и люди. Потому секисовцы, чтоб облегчить себе возку руды на половине расстояния до Черемшанки, туда, где стояла уже изба «зимник» крестьянина Сысоева Мартына, поселились ещё несколько семей. Теперь и рудовозы могли отдохнуть и обогреться у своих уже бывших теперь земляков в деревне Зимовьё.

Какими же были первые жители деревни? По сведениям М.Щвецовой побывавшей в Зимовье в 1897 году, все жители считали себя старообрядцами. По Первой переписи в России 1897 г., в селе проживало 454 жителя из которых мужчин - 233 , женщин - 221 человека. А вот к староверам себя причисляли в документах только 19 человек. Остальные же относились к единоверцам, то есть принимали власть Московского патриархата, но исполняли свои религиозные «треба» по- старому.

Зимовчане жили очень дружно, помогая друг - другу в быту. Ни одной судебной тяжбы между крестьянами вы не найдёте в архивах до начало XX века. Возделывали на своих расчищенных от леса и кустарников полях рожь, овес, горох, ячмени, пшеницу, лен.

огородах высаживали свеклу, огурцы, капусту, лук, чеснок, морковь, репу, картофель и помидоры. лесу собирали природные дары ягоды, грибы, весной дикий лук, черемошку. Из живности держали коров, лошадей, коз, овец, свиней. А так же птицу: гусей, уток, кур. се «домашние» ремесла сельчанам были доступны. Делали большие и маленькие кадки, «лаг ушки» для кваса, пива, воды и молока. Из бересты посуду и туеса. Плели корзины. Изготавливали из кожи кнуты и вожжи, опояски для армяков. Женщины ткали холст на деревянном станке и пряли пряжу. ышивали рубахи и сарафаны, пояса и кокошники, вязали носки, варежки, свитера. Шили из мехов шапки, тулупы, бутылы. Приобретали изделия из металла: плуги, самовары, утюги, косы, топоры, чугунки. Финансовыми источниками пополнения денежных средств у зимовчан являлось продажа зерна, продукции от животноводство и пчеловодство. Почти в каждой семье имелись колоды с пчелами. На некоторых пасеках количество ульев доходило до сотни.

Как пишет М.Швецова: « По праздникам обязательно одеваются в старинный костюм — шитые рубахи, кички, цветы, пестрые шаровары и пр., но в будни их наряд чрезвычайно напо-минает костюм крестьян в глухих деревнях Европейской России: те же белые холщевые рубашки с красными ластовицами и вышивкой на рукавах; те же на¬бойчатые сарафаны и юбки, причем последние, иногда делаются из домашнего сукна; те же платки на головах — у женщин, и холщевые, белые, пестрядинные или кубовые рубашки и шаровары у мужчин».

Патриархальный уклад жизни деревни складывался из-за удаленности от центров, так и религиозных особенностей . Без одобрения отца семейства дети даже играть, как говорили тогда , «выходить на поляну», не смели.

Школьного образование в селе конечно официально не было . Известно, что в доме жителя Краснобаева Савелия в 1894 году несколько ребятишек обучал дьяк Григорий Глушаков на церковнославянском языке. А девочки вообще не обучались, только две женщины могли читать и писать в 1897 году. И только в 1902 году в Зимовье построили государственную школу с 4-х летним обучением. Первым учителем приехал в село Усарев Семён Петрович. В те времена страна жила преддвериями революции и учитель Семён Петрович по своим убеждениям был социал-демократом. Манифест царя от 17 октября 1905года, он истолковывал местным жителям по своему, что не надо платить подати(налоги), и можно теперь рубить Кабинетский (царский) лес без предварительного разрешения и т.д..Волнения крестьян в сёлах Верх-Уба и Екатерининском заставило полицию срочно изолировать бунтовщиков и подстрекателей. Усарева в декабре 1905

г. арестовали и после суда отправили отбывать ссылку в Нерчинский край.

Не обделила природа полезными ископаемыми Зимовьё. Кабинет «Его Величества» семьи Романовых не хотел вкладывать финансовые средства в разведку и переоснащения изношенного оборудования уже в существующие рудники. Чтоб получать прибыли, кабинетские управленцы с весны 1908 года отдали природные богатства Рудного Алтая частным предпринимателям. Арендаторы варварски эксплуатировали природу, оставляя зияющие раны на земле. Такая «рана» осталась в 4-х километрах между горой Лизвоихой и горой Долгой. Заваленный породами вход в шахту, а рядом глубокий колодец диаметром не менее 5 метров.

В начале ХХ века населения Зимовья стало резко увеличиваться. Поток переселенцев из Российской империи безземельных крестьян в Столыпинскую аграрную реформу с 1907 по 1911 годы нарастал. Приехали Чеботарёвы, Гопешыны, Юрчихины и многие другие семьи. Местные старожилы стали чинить приезжим различные препятствия, выставлять условия для приобретения земельных наделов. Например; приезжей семье давали земли не обработанные, заросшие кустарником и при условии, если они (семья), выставят местному обществу 3-4 ведра спиртного. Да и то, семья могла наделом пользоваться всего три года. За выпас скота плату брали отдельно. Кто сопротивлялся, выбивали окна, вытаптывали посевы. Были сломаны печи в избах у Пестунова Александра, Чеботарёвых Тихона и Пантелея.

противостояние между старожилами и приезжими необходимо было остановить. В 1912 году, руководствуясь указом от 31 мая 1899 г. и наставлениями чиновников Кабинета в деревню прибывает землеустроитель от управления царского кабинета из города Змеиногорска. В каждом селе, куда приезжал землеустроитель собирался сход домохозяев, на котором избиралась комиссия из 3-5 местных жителя. Члены комиссии ходили вместе с техником по полям делили пашню, сенокосы, выделяли участки для существующих и будущих школ и церквей. Сам лично господин землеустроитель занимался составлением журналов, куда записывалось количество проживающих в селе, семейный состав. Требовал от старосты справки о количестве вера исповедующихся, урожайность зерновых за три прошедших года, общее количество голов крупного и мелкого рогатого скота.

В таблице №1 показана урожайность в селе за три последних года поданной старостой землеустроителю в 1912 году.

Таблица №1

Село Зимовье Собрано пудов с 1 десятины пшеницы

Годы 1909 1910 1911

Пуды (1пуд -16кг.) 50 60 35

документов мы узнаем, что на тот момент в деревне Зимовье из 776 проживающих - единоверцы составляли 657 чел., православных –102 чел., старообрядцы –17 человек. Для строительства Единоверческой церкви в Зимовье, землю 65 десятин принял под свою ответственность священник д. Орловка Филарет Сляднев. Под строительство новой школы и трудового обучения выдели три участка по 15 десятин(1дес.-0,925га.). Также, согласно указу Кабинета от 1899г., на одну мужскую душу разрешалось выделять 15 десятин земли. Согласно поданным 385 заявлениям на наделы после размежевания на одного человека досталось по 14,75 десятин. Много переселенцев, в основном холостяки, жили в семьях зажиточных старожил и числились по документам батраками. Согласно указу статьи 155 они подпадали под пункт №6 и не наделялись пашней. От общего числа проживающих в селах людей батраками числилось в д. Зимовье-8%. Некоторые богатые новоселы, построив мельницы и лесопилки, пытались узаконить захват земли. Как братья Суворкины построили мельницу на речке Топкуша в 4 верстах от д. Зимовье, просили землеустроителя выделить участок под пашню. В самой деревне предприимчивые новосёлы братья Соснины открыли кожевенное предприятие по обработки кожи. Местная беднота, за небольшую плату заготавливала для выделки кожи кору дуба. Открыл молоканку, предприятия по сбору и переработки молока Фёдор Фадеев, а вскоре бакалейный магазинчик, где торговал сковородками, утюгами, топорами, лопатами, пуговицами и прочим товаром.

В городе Усть-Каменогорск в 1913 году для небогатого покупателя открылся Переселенческий склад отделения «Международной компании», где в рассрочку можно было купить сельскохозяйственные машины иностранного и российского производства. Особой популярностью у крестьян пользовался плуг Р. Сакка, по цене 13-14 рублей. Учитель из Зимовья Халтурин Николай Семёнович в своей статье «История села Зимовьё» в газете «Рудный Алтай» за 1964 год, писал: «Первый железный плуг приобрёл Зиновий Герасимов. Чтоб плуг не украли, хозяину приходилось на пашне на ночь привязать цепью к шалашу и верёвкой к себе». Местные жители староверы пахали землю по старинке, деревянными плугами, и усматривали в сакковском плуге «гарантию» на не урожая , посланного за его использования божьем наказанием.

Но «наказание» пришло не от Бога, а от политиков. Началась Первая Мировая война в 1914 году, а за ней революции Февральская и Октябрьская 1917года.

Революционные события в России в октябре 1917 года докатились до Усть-Каменогорского уезда только 14 марта 1918 года, когда жители города на многолюдном митинге потребовали передачи власти Советам. Но уже в конце мая месяца этого же года, военно-политическая обстановка на Рудном Алтае меняется. В ночь на 10 июня казачий отряд с белогвардейскими офицерами совершает переворот в Усть-Каменогорске и уезде. Гражданская война 1918-1920 гг. была жестоким испытанием для народа. Хозяйственный хаос, оставленный гражданской войной, продразверстка в мирной обстановки, вызывало недовольство у крестьянства. Мятежи охватили многие районы страны. На заседании Х съезд РКП(б) 21 марта 1921 года принимается декрет «О замене продовольственной сырьевой разверстки натуральным налогом». Пришла новая экономическая политика – годы НЭПа.

Завершение реформы денег дало стране стабильную валюту, а так же уменьшение разрыва между промышленностью и сельским хозяйством, их розничными ценами на производимые товары, стимулировало увеличение сельскохозяйственной продукции на рынке. В Зимовье в 20-е годы создаются кооперативные объединения, артели из 5-10 человек для совместной обработки земли или сокращённо ТОЗы.

Но многие партийные деятели хозяйственного аппарата, формировавшегося в условиях «военного коммунизма», стали видеть в НЭПе отступление от идеалов коммунизма.

В «идеалы коммунизма» не вписывалась и церковь. Воспитать новое коммунистическое сознания у людей мешала религия. Начались погромы культовых религиозных помещений.

Вспоминает житель села Герасимов Николай Петрович(1941г.рождения), замечательный человек ,поэт родного края, автор нескольких поэтических сборников, член Союза писателей России и Восточно-Казахстанского областного литературного объединения «Звено Алтая»: « Я крест поставил сейчас там, рядом, где современной трасса проходит, стояла в 1929 году церковь. Пять местных коммунистов; Филипп Герасимов, Гаврила Иванович Краснобаев, других отец мне не назвал, громили церковь. Иконы кололи и сжигали. Отцу моему исполнилось 14 лет. Не выдержал смотреть, как горели в костре иконы из разгромленной церкви, отец выхватил одну из огня и принёс к бабушке. Прожил он долгую жизнь, воевал и всегда говорил, что - «меня спасала эта икона», которую в настоящее время я храню как реликвию».

Спад в закупках хлеба в 1927-1928 годах, названный в официальных документах «хлебным кризисом», Сталин расценил, как саботаж кулаков в деревне, а так же как следствие слабых темпов роста колхозов. В действительности же существовали другие причины. Большие налоги на единоличные хозяйства привели к уменьшению производства зерна на продажу. 7 ноября в СССР объявляется о начале сплошной коллективизации в стране. Весной 1930 г.в селе создали Первый колхоз и дали ему название «Искра». Вспоминает Герасимов Н. П. : «Первого председателя колхоза «Искра» выбрали Тимофея Мартыновича Бояринова. А сын его, Иосиф Тимофеевич, станет библиотекарем на селе». Люди работали в колхозе допоздна, часто приходилось ночевать в поле. Для питания и ночлегов построили на отдалённых участках полевые станы. В селе открылась изба-читальня (библиотека). Потихоньку жизнь зимовчан налаживалась. Но с 1937 года время омрачено сталинскими репрессиями. Рассказывает Герасимов Н.П.: ««Воронок» ходил, ночью приедет, человека забирают, и исчезает на веки веков. У нас арестовали учителей Германова Василия Михайловича и Анну Дмитриевну, хорошо игравшую на гитаре. Ни слуху, ни духу о них нет до сих пор».

Новые испытания выпали на долю народа - Великая Отечественная война! В стране проводятся мобилизационные работы. Пятый пленум ЦК Компартии Казахстана в июне 1941 года призвал к своевременной уборке урожая, за сохранение каждого килограмма хлеба, за досрочное выполнение государственного плана поставок зерна, мяса, молока и сельскохозяйственных продуктов. Народ и без призывов понимал, что нужно трудиться лучше, добросовестней под лозунгом - «Все для фронта! Все для победы!». Система бронирования в меньшей степени распространялась на мужчин, работавших в сельском хозяйстве, чем в промышленности. На место ушедших вставали женщины и подростки. Люди, отработав день в колхозе, вечером занимались своим хозяйством, так как они обязаны сдавать молоко, мясо, шкуру, яйца, картофель по обязательству государству. Война не вернула в село 97 жителей, сколько судеб было искалечено, сколько не сбылось надежд, сколько не родилось детей!

В 1946 году в Зимовьё привозят военнопленных японцев для вырубки повреждённого лес шелкопрядом и другими болезнями. Построив два здания барачного типа и огородив лагерь колючей проволокой, жителям села было строго настрого запрещено общаться с военнопленными. Но любопытство детворы брало вверх над запретом. Дети с интересом наблюдали как японцы, поймав змею, жарили её на костре.

Последствия войны сказывались на жизни села. Зимовчане как в военные годы, продолжали со своих подворий поставлять по обязательству мясо, молоко, яйца и другой сельхозпродукции . Колхоз «Искра» под председательством Забирова работал в тяжелейших условиях стараясь выполнить план, не хватало мужских рабочих рук на селе. Вспоминает Герасимов Николай Петрович: «Учила меня в первом и во втором классе Ларицкая Тамара Мефодьевна. Написал я первые стихи ещё в школе и показал учителю-фронтовику Халтурину Николаю Семёновичу, а он прочитав сказал моей матери, чтоб она никому не показывала и сожгла в печки. Написаны стихи были про Забирова».

В 1947 году в стране отменяется карточная система распределения продуктов, производится реформа денежной массы. В городе возросла покупательская способность населения, требовалось больше продовольствия. Необходимо было увеличить поставку сельхозпродукции. Чтобы увеличить производительность колхозов их стали укрупнять. С 1950 года колхозы, расположенные в селах Быструха, Зимовьё, Мало Убинка, Секисовка, Александровка объединяются в одно сельхоз предприятие под общим названием «Гигант». В этом же году военнопленных японцев увозят из села. А в пустующих помещениях, в октябре 1951 года, открыли психоневрологический дом-интернат для инвалидов. Директором назначили фронтовика Чеботарёва Павла Пантелеевича. Заработал в Зимовье сельский магазин, где продавался разнообразный товар от продуктов до рубашек, посуды, гвоздей, соли. Торговал государственным добром продавец Пименов Василий, а позднее Мария Сергеевна Чеботарёва.

5 марта 1953 года умер «отец народов» товарищ Сталин. Со смертью вождя приходит личная свобода крестьянина, человеку разрешается переезжать из деревни на любое место жительство и дают паспорта. В сентябре этого же года на пленуме ЦК КПСС выходит постановление об увеличении заготовительных и закупочных цен на сельхозпродукты и сырье, одновременно снижаются обязательные поставки государству. С 1954 по 1958 годы прирост продукции в сельском хозяйстве 8,6 процента в год. Появление денежных средств на счетах колхозов способствовало развитию культуры на селе. В 1954-57 годах открылась библиотека в Зимовье, заведующий был Иосиф Тимофей Бояринов, с книжным фондом 7500 экземпляров. В 1957 построили клуб, где работал директор Бояринов Семён Сафронович, с обновлённой библиотекой на 12000 томов. О жизни того времени вспоминает Герасимов Н.П.: «Было весело, гуляли и работали дружно, с песнями на работу на бричках и с работы. В колхозе создали молодёжную бригаду. Нас было тридцать молодых парней, жили летом в шалашах, варили на костре, косили покосы руками, ставили стога. По субботам в село в баню, а в воскресенье опять в поле. Осенью на покрова собирались по три-пять семей, справляли от души по три дня». В 1962 году колхоз «Гигант» вновь разукрупнили и Зимовьё становиться отделением совхоза организованного в селе Быструха под названием «Ильичёвский». Управляющим отделения назначили Балуева, за тем Мильхина.

Как писал в своей статье «История села Зимовьё» в газете «Рудный Алтай» за 1964 году Халтурин Н.:«В 1963 году пчеловод Иван Дойнов сдал товарного мёда 3905 кг., вместо 1620 кг. по плану и получил дополнительной оплаты 1047 рублей. Федор Гапешин получили, сверх основного заработка, 500 рублей, Федор Курочкин получил 538 рублей».

Мартовский (1965 года) пленум ЦК КПСС постановил: «Необходимо решительно усилить материально-техническую базу колхозного производства, развивать дальнейшую электрификацию сельского хозяйства». В селе появилось централизованное освещение, люди стали обзаводиться бытовой электротехникой. Засветились экраны телевизоров. Но тяжёлые условия труда в совхозе бытовая неустроенность, удалённость от центров, заставляло трудоспособное населения уезжать из села. Из-за уменьшения количество детей школьного возраста в 80-х годах школу закрыли и передали здания на содержания Усть-Каменогорскому Свинцово-Цинкового комбината под туристическую базу.

Наступило 11 марта 1985 года. Средства массовой информации говорили о перестройке, ускорении, о гласности в стране. Спад производства, в 1987 году, в народном хозяйстве не был преодолен в последующие годы. Промышленных и продовольственных товаров катастрофически не хватало. Многие жители покупали заброшенные участки в Зимовье под дачи, чтобы как-то обеспечить свои семьи сельхозпродуктами. Да и коренные жители прекратили выезжать из села. Пришлось вновь у У-Ка СЦКа выкупать здание под школу для начальных классов. С 1989 года в селе начинается распределение товаров первой необходимости по талонам, нормируются продукты питания. Инфляция охватила всю страну. Она приводит к политическому развалу и последняя попытка удержать СССР в целостности, была сделана 19 августа 1991 года, что привело к ускорению центробежных сил. Вновь увеличиваться миграционный отток населения. В 1992 году окончательно закрывают школу, так как здание обветшало. Детей стали отвозить на учёбу в село Быструху.

Прекратили работу сельский клуб в 1995г. , государственный магазин, расформировали совхоз «Ильичёвский» в 1996 году.

Согласно данным переписи в Зимовье на 1999 год население составляло 315 человек (170 мужчин и 145 женщин). А через десять лет, по данным переписи 2009 года, в селе всего 257 человек (142 мужчины и 115 женщин), то есть количество проживающих уменьшилось.

Демографическая проблема заключается в том, что средний возраст жителей Зимовья неуклонно увеличивается не в пользу омоложения. Старения население привело к уменьшению личного подворья, как говорят старики: «Невмоготу стало держать хозяйство».

в стародавние времена появились деловые люди, пытаясь развернуть своё дело. Частная мелкорозничная торговля и лесопилка существовало недолго. Только у дороги работает кафе «Мухомор» предпринимателя Бутакова Павла Анатольевича.

Единственное госучреждение «Зимовской психоневрологический дом-интернат инвалидов» продолжал трудиться, давая рабочие места людям. После Чеботарёва П.П. с 1978 года в разные годы директорами лечебного учреждения были Фёдоров Прокоп Филиппович и Троеглазов Виктор Терентьевич. За годы эксплуатации здания, построенные японскими пленными, уже не отвечали требованиям современности. Государство приступило к строительству нового комфортабельного трёхэтажного здания, и 9 августа 2013 года оно было открыто. Названия интерната тоже переименовали, и теперь имеет название КГУ «Зимовской Центр оказания специальных социальных услуг», директором которого является Феклистова Ирина Юрьевна.

Подводя итоги 150-летнего существования села можно сказать с уверенностью, что окружающая природа оберегает Зимовьё. Городские жители вновь строят и покупают дома для своего отдыха. Проходящая трасса Усть-Каменогорск – Риддер позволяет быстро, без затруднений добраться до села. Продолжает работу дом-интернат, открываются частные базы отдыха вблизи села. Жизнь продолжается!

Учитель истории Ширков В.П.

Категория: История | Добавил: rodasi
Просмотров: 139 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: