Понедельник
06.05.2024
06:30
Категории раздела
Видеоролики [1]
Мои файлы [0]
О ФАМИЛИИ [10]
все о значении фамилии
Наша география [4]
О городах, которые стали родными
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ [14]
Хочу поделиться очень полезными ссылками для поиска своих корней.
Генеалогические материалы [19]
Генеалогические материалы
Литература [5]
Историческая и психологическая литература
История [17]
История, краеведение
Из личных архивов [6]
Найденнфе архивы по родословной
Аудио файлы [1]
Звуковые файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Конвертер
ПОГОДА

РОДАСИ (Поиск своих корней)

Каталог файлов

Главная » Файлы » История

У истоков "казачьей линии"
07.09.2008, 02:42

Казаки представляют значительную часть старожильческого населения Алтая. Их фольклор вобрал в себя традиции селившихся по военной линии государственных сибирских крестьян, ссылаемых в счёт рекрутов, староверов-поляков, отставных военнослужащих.

 

«Только шашка казаку во степи подруга,
Только шашка казаку в степи жена…»
/Казацкая песня/

 
                      У истоков «казачьей линии

 

                                                                                   Вероника Мотузная, ГХМАК

 

   Первопроходцами на благодатных землях Алтая были казаки, основавшие здесь военную линию от Усть-Каменогорска до Бийска. Установление истоков казачьей духовной культуры на Алтае может быть только предположительным, так как эти данные не содержатся в архивных списках казаков. По сохранившимся преданиям, среди казаков были запорожцы и донцы, сосланные в 1770 году за разорение польских городов, а так же выходцы из Астраханской, Олонецкой, Тобольской, Тюменской губерний, с Ишима, Тары, Иртыша.
   Первыми опорными пунктами казачьей линии в Южной Сибири были Томский (1604 год) и Кузнецкий остроги. Попытка закрепления на Алтае, в бассейне Верхней Оби, была предпринята в 1633 году отрядами казаков из Томска и Кузнецка. В 1709 году была поставлена Бикатунская крепость, а в 1710 году – уничтожена кочевниками. В 1717 году на Оби была возведена Белоярская крепость, в 1718 году – Бийская. Одновременно велось строительство русских крепостей по Иртышу – Семипалатинской (1718 г.), Усть-Каменогорской (1720 г.). С открытием рудных месторождений на Алтае в 1721 году промышленниками Демидовыми было начато строительство Колывано-Воскресенского завода, пограничное положение которого потребовало одновременного сооружения крепости. В 1747 году демидовские заводы по указу императрицы Елизаветы перешли в Императорскую собственность. Их Канцелярия, совместно с Сибирской Губернской канцелярией и военными властями Южной Сибири, стала заниматься вопросами обороны. Началось сооружение на Алтае новых крепостей и форпостов. Колыванская и Кузнецкая линии оказались слабой защитой, так как цепь укрепленных пунктов была редкой и неудобной по расположению. Поэтому решено было ввести новую военную линию от Усть-Каменогорска до Чарыша, а от него – по старой линии до Бийской крепости. Так создалась новая Колывано-Кузнецкая линия, прикрывавшая Алтайский горный округ с юга. Таким образом казачество стало органичной частью культуры Алтая, привнеся в нее дополнительные краски, особый военный уклад и строгость мировоззренческих устоев.

                                      Верой и правдой

   Казаки, как полувоенное сословие, всегда обладали особыми отличительными чертами – строгой дисциплинированностью, силой характера, духом патриотизма и товарищества. Именно среди казаков возникла пословица: «Сам погибай, а товарища выручай». В суровом походном быту, в условиях постоянной опасности для жизни казаки проявляли удивительную стойкость, бесстрашие, выносливость, находчивость, умение защищать интересы Отечества. Наполеон после войны 1812 года, столкнувшись с ними на деле, сказал: «Дайте мне одних казаков, и я пройду всю Европу». Эти качества воспитывались в казаках с раннего детства и основывались на крепкой православной вере. В обязательное школьное обучение кроме грамоты входили предметы по военной и строевой подготовке. Детям с ранних лет прививался патриотизм и беспрекословное подчинение старшим. Всё это было заложено в традиционном бытовом укладе, отражённом в казачьем фольклоре.

                             Утраченная самобытность
   Изучение фольклора казачества на Алтае началось в XIX веке. В 1897 году Ф. Зобнин, совершая поездку по Бийской казачьей линии, посетил некоторые её пункты вплоть до станции Чарышской. В поселке Плоском под Змеиногорском, называвшемся маяком Верх-Алейской станицы, им был записан свадебный обряд и приговорки дружки – главного распорядителя свадьбы. Перед отправкой на браньё (от «брать», «забирать») невесты, он говорил поэтичные присказки, практически не встречающиеся уже в XX веке: «Батюшка родимый, матушка родима! Умели своего чада милого поить и кормить, обувать, одевать, на работу посылать, умейте благословить в путь-дороженьку, во Матушку Божию Церковь под златой венец стать, закон Божий принять. Стары старички – седые бородушки, старые старушки, молодые молодцы и молодушки, красные девицы – узорные мастерицы, материны досадницы, маленькие ребятки – синеньки заплатки, благословите в путь-дороженьку». Вообще, семейное счастье для казаков заключалось не в богатстве и довольстве, а в преуспевании в военной службе. Именно военная доблесть была главным достоинством жениха.
   Ф. Зобнин в конце XIX века отмечал близость фольклора казаков и раскольников. В его публикациях представлены весенние хороводы, игровые песни, приуроченные к весенне-летним игрищам. Две из них – «Как под наши ворота» и «Вышли девушки на улочку» – являются общераспространенными также среди сибирских старожилов, особенно – у староверов-поляков. Рядом с «поляцкими» поселениями Екатерининское и Старо-Алейское находились казачьи укреплённые пункты: форпост Ново-Алейский и редут Плоский, станица Верх-Алейская, чем, видимо, и объясняется близость их фольклора.
   В публикации О. Финш и А. Брэм «Путешествие в Западную Сибирь» (от Алтайской станицы до Томска) интересно сообщение о том, что «под аккомпанемент скрипки и балалайки казаки исполняли свои оригинальные песни, которые вскоре уступили место своеобразным танцам, состоящим, главным образом, из поразительно быстрых движений на носках и пятках…» В настоящее время эти самобытные плясовые традиции казаков, как и свадебные, уже давно утрачены. Остались лишь редкие архивные свидетельства о них.

        

 

                    Преемники и продолжатели
   В конце XX века в бывших казачьих поселениях Алтая фольклорные традиции были представлены уже несколько в другом русле. В селе Тулата Чарышского района преобладали военно-походные жанры, рекрутские, традиционная и поздняя лирика, встречались и шуточные, а в селе Плоском Третьяковского района главенствовали лирические протяжные песни. На быт и на культуру казачества оказывало влияние окружение. В Чарышском районе казаки проживали среди сибирских старожилов и сближались с ними в традициях, а в Третьяковском районе было много российских переселенцев на рубеже XIX-XX веков, и это сыграло свою роль. К сожалению, богатейшие традиции алтайских казаков с течением времени неотвратимо исчезают с уходом их последних хранителей и остаются лишь в записях фольклористов во всём их многообразии. Однако есть ещё хоть и очень немногие их преемники и продолжатели, воспринявшие самую их суть как живую нить связи поколений.
   Таков детский фольклорный ансамбль «Кинареечка» с. Чарышского, названный так по первым словам лирической протяжной песни «Кинареечка, мой друг любезный».

 

                           За Бога, Землю и Отечество

 

«Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон»
   Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает казачьи традиции и обычаи. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
   Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, скрытен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

 

Старинная казачья песня


Невольно помнятся походы
В горах уральских и крутых.
Наш эскадрон пришёл седьмого
И стал биваком у реки.
Всего три дня мы простояли –
Пришёл приказ вперед идти.
Коней мы быстро оседлали –
Отлично собран был обоз.
Наш командир подал команду
И вынул шашку наголо.
Рубил направо, рубил налево,
Валились головы врагов.
А впереди нас шли курсанты,
В руках носилочки несли.
На них лежал окровавленный
Наш командир молодой.
Штыки на солнце заблистали,
Зачакал максим-пулемёт.
Мы всех бандитов разогнали –
На том окончен был поход.

 

Категория: История | Добавил: rodasi
Просмотров: 4690 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: